эргономика
теория

Принцип «Ассоциации», или где не экспериментируют с цветом

Ассоциации могут быть заложены глубоко в нас, изменяться на протяжении жизни или приобретаться. Мы выделили 4 типа.

Биологические ассоциации с нами эволюционно. Именно они пробуждают страх опасности в неосвещенных улицах и закоулках. Поэтому для вечерней прогулки мы выбираем освещенные места.

Общепринятые ассоциации действуют одинаково во всем мире. Горячую воду принято обозначать красным. И, боже упаси, другим цветом — обязательно кто-нибудь обожжется. Бывает, когда вместо цвета пишут «Hot», еще хуже, когда обозначения нет и нужно вспомнить евростандарт: горячая вода слева, холодная — справа.

Социальные ассоциации могут быть мощным манипулятором в рекламе: «На этой машине вы будете чувствовать себя Бондом, а в этом платье поп-звездой. Ребенок на фото счастлив с этой игрушкой, значит и вашему нужна такая!»

Есть ассоциации, которые связаны с личным опытом. Кто-то скажет, что белые трусы непрактичны, для кого-то чистилка для овощей — бесполезный инструмент, а каркасный дом холодный и недолговечный. Иногда с этим ничего не поделать. А иногда человек готов смотреть шире.

Ковры ассоциируются с пылью и бабушкиными интерьерами. Если не игнорировать стереотип, а предложить решение боли: показать ковры в уютных интерьерах, рассказать о правильном уходе, а может даже предложить гипоаллергенную серию, то ассоциация может измениться. Ковер может стать артефактом дома, теплом для ног и уютным местом для сбора семьи.

Загородный дом у нас долго ассоциировался с грядками и грязью. Потому-что много работы, никакой эстетики и удовольствия, кроме вкусной картошки. Так было пока мы не стали углубляться в архитектуру :-)

Ассоциации не нужно игнорировать, их можно сделать инструментом и союзником.