эргономика
пром создаем теория

Принцип «Соответствие времени»

Лет 100 10 назад мы спроектировали наручные часы. Стремились сделать их легкими и водонепроницаемыми, подходящими мужчинам и женщинам. Заводную головку сместили вниз, чтобы не давила при изгибе кисти. Ремешок с внутренней стороны сделали рифленым, чтобы не потела рука. Длину и толщину стрелок сделали соответствующими назначению, чтобы время быстрее считывалось. Часы получились удобными, но.

Тогда мы не учли, что наручные часы уходят в прошлое. Единственное, что их оправдывало — это ностальгия. Возможно, именно поэтому до сих пор носят часы. Туда же — статус, ассоциации, украшение и все, что на прямую не связано с их первоначальной функцией.

Когда мы это осознали, остановили проект. Теперь в коробочке лежат напечатанные образцы как музейные экспонаты.

Когда продукт соответствует своему времени — он нужен, им пользуются, без него сложнее, он решает боли. Если не соответствует — исчезает. Как карманный калькулятор, виниловый проигрыватель, иконка дискеты, решетка радиатора электромобиля.

Наверное вы возмутитесь, что винил живет и развивается. Но это временно, пока его удерживает ностальгия поколения. Мы привыкаем к вещам, они нам кажутся приятными, связывающими с разными событиями. Но у человека, который видит проигрыватель впервые, скорее возникают вопросы: какой звук, насколько удобно пользоваться, как обсуживать, сколько стоит? Зачем он мне?

Бывает, что продукт опережает время. Электромобиль был изобретен до двигателя внутреннего сгорания в 1828 году. Но технология развилась только недавно, чтобы стать массовой.

«Джобс особенно гордился iPod Nono, однако менее чем через 12 лет, в 2017 году, Apple прекратил его производство. Продажи падали, и компания уже не могла оправдывать производство плеера». Из книги Элис Росторн «Дизайн как отношение».

Создавая свои продукты, хочется соответствовать времени, учитывая сегодняшние технологии. При этом немного смотреть вперед: будет ли в продукте необходимость в будущем, если да, то как он может изменяться?