эргономика
жилье архитектура дети

Запись и тезисы прямого эфира с нами на канале «А если с детьми». Об организации детской комнаты

Как спроектировать удобную детскую комнату

1. Для начала выпишите сценарии, которые могут проходить в комнате. Чем детальнее, тем лучше. Приведем пример. Ребенок играет на полу, строит себе домик, обстраивает все железной дорогой, засыпает с легким ночником, встает ночью в туалет, сам одевается, наматывает круги по комнате...

Если детей несколько, то составьте список для каждого и еще один для общих дел. Мы с ребенком или без него храним старые вещи малыша, в зимнее время включаем увлажнитель, в летнее — кондиционер, приглашаем друзей ребенка, перед сном приглушаем свет, читаем сказки перед дневным сном, экспериментируем вместе с красками, коллекционируем поделки, каждый час проветриваем комнату, ечером вместе убираем игрушки, раз в три дня делаем влажную уборку...

2. Разбейте сценарии на сон и бодрствование, это поможет зонировать пространство.

3. На плане комнаты схематично обозначьте зоны сна и бодрствования. Они не должны пересекаться и мешать друг-другу. Тогда у ребенка будут явные ассоциации места с деятельностью. Ему будет легче переключаться, в том числе засыпать.

4. Вернитесь к списку сценариев. Что нужно, чтобы эти сценарии заработали? Какая мебель и приспособление? Что у вас уже есть из этого, чего не хватает? Выпишите все, что должно быть в комнате детально до мелочей. Приведем пример. Играет на полу — мягкий коврик, чтобы было удобно на нем сидеть. Читаем сказки перед дневным сном — место для родителя рядом с кроватью.

5. Схематично перенесите на план мебель и принадлежности из списка. Например: кровать, рядом кресло и торшер, у окна стол со стульчиком, полки для хранения вещей, полки для хранения игрушек, коврик для игры на полу, корзина с пледом, магнитная стена с часами и т.д.

6. Прокрутите в голове и на плане сценарии дня. Внесите правки. Например. Вечером захожу в комнату, включаю приглушенный свет, выключаю основной. Жду на диванчике, пока ребенок завершит игру. Собираем вместе с ребенком игрушки. После душа и чистки зубов малыш берет пижаму в нижнем шкафчике, переодевается на стульчике, кладет вещи сюда, залезает в кровать. Я читаю ему сказку, выключаю свет и ухожу в душ, он сам засыпает, если повезет :-)

7. Только теперь приступайте к стилю и покупкам.

Личное и общее пространство
Личное пространство — это уголок ребенка, в котором он хозяин. В него можно приходить только по разрешению, чтобы у ребенка формировались здоровые личные границы. Это может быть вигвам, детский стол и стульчик или пуфик — с учетом площади комнаты и предпочтений ребенка.

Общее пространство — место взаимодействия ребенка с семьей, гостями или другими детьми.

Разделение личного и общего пространства особенно важно для однокомнатной квартиры и для комнат с несколькими детьми. Принцип: каждому ребенку по личному пространству, а потом уже общее.

Как избежать беспорядка и приучать ребенка к порядку
Разделять игрушки по мере необходимости на три категории.
1. Больше не нужны — их можно спрятать подальше в кладовую.
2. Когда-нибудь понадобятся — сложить в прозрачные или помеченные контейнеры, чтобы было просто и быстро достать нужное. Убрать на верхние полки или в кладовую, но в зоне доступа родителей.
3. Любимые — должны быть в зоне доступа ребенка. Их ребенку удобно достать и убрать самостоятельно. Разного размера полки, выдвижные ящики на колесиках вместо нижней полки открытые поверхности. Договоритесь с ребенком, что вечером каждая игрушки идет спать в свой домик.

Что учесть до начала ремонта
• Безопасность
Скругленные углы мебели, устойчивость конструкций, открывание форточек и их фиксация, открывание дверей (магнитные или двусторонние стопперы)
• Розетки
С поворотными закрывашками на высоте 30 см от пола на каждую стену. Если стена более 2,5 метров, то по двум сторонам.
• Выключатели
На высоте 90 см, чтобы ребенок сам мог пользоваться ими.
• Режимы света
Как минимум дневной и ночной. Свет не должен бить в глаза.
• Проветривание
Фиксаторы форточек, отсутствие сквозняка.
• Взросление ребенка
Ставить мебель с учетом того, что она может расти и меняться: больше кровать, больше стол и стул и т.д. Чем пластичнее планировка, тем легче будет ее менять: розетки в разных местах, растущая и передвижная мебель, возможность заменить одну деталь, перекрасить стену.

На что обратить внимание при подборе мебели
• Устойчивость
Как крепятся полки, не опрокидывается ли стул, не упадет ли ящик на ноги.
• Безопасная форма
Скругленные мягкие формы, прочно закрепленные мелкие детали.
• Износостойкость
Детская комната — это лаборатория испытаний. Материал должен выдерживать воду и легко отмываться от красок, восстанавливаться либо беспроблемно заменяться.
• Безопасное покрытие
Что если ребенок попробует стул на зубок? Не схватит ли он занозу?

Удобная (эргономичная) мебель
• Позволяет родителю отдыхать, а ребенку развивать самостоятельность.
• Безопасная.
• Учитывает взросление ребенка.
• Базовая по стилистике — подойдет и мальчикам, и девочкам, впишется в любой интерьер.
• Надежно служит, ее легко обслужить и восстанавливать.

Ребенок — это самый прекрасный элемент комнаты :-) Именно он делает ее живой и особенной. Родители могут сделать пространство, которое будет помогать ребенку раскрываться, экспериментировать, изучать, меняться, улучшаться, расти и взаимодействовать с окружением.