эргономика

Принцип «Обратная связь», или о чем шумит посудомойка

Мы жмем на кнопку вызова лифта. Если она засветилась, значит лифт едет. Автомобиль при торможении вибрирует, сообщая о работе системы устойчивости и скользкой дороге. Шум и щелчок чайника говорят о том, что вода вскипела. Все это обратная связь. Она информирует о том, что происходит. Ее отсутствие вводит в заблуждение: жмем кнопки лифта несколько раз, не чувствуем дорогу и машину.

Какая бывает обратная связь
• Естественная. Шум воды в посудомойке информирует о том, что посуда моется. Звук естественно исходит из механизма работы устройства. Чаще такая обратная связь не раздражает и не отвлекает от других занятий.
• Искусственная. Писклявая мелодия стиральной машины специально создана, чтобы информировать. Чаще бесит и создает ложное представление о происходящем — хоть и пропищала конец работы, но дверца еще какое-то время не открывается.
• Намеренно неприятная, но полезная. Сирена пожарной машины, сигнал тревоги.

Через что получаем обратную связь
• Зрение. Видим уведомление о принятом интернет-заказе.
• Слух. Слышим как завелся двигатель машины.
• Обоняние. Улавливаем запах утечки газа.
• Осязание. Чувствуем нажатие клавиш клавиатуры.

Вывод
Правильная обратная связь делает продукт предсказуемым.