Принцип «Устаревание», или почему снижается ценность продукта
Продукт должен жить долго и устаревать красиво. Но есть исключение, когда срок службы продукта намеренно короткий.
Есть три типа устаревания:
Технологическое Когда появляются новые способы, материалы и технологии делать продукты. Сначала устарели кассетные плееры, далее CD, после — мобильные телефоны с поддержкой mp3, потом и iPod, после появления смартфона.
В XIX веке активно развивались цементная промышленность, черная металлургия, транспорт и торговля. Нужно было строить новые крупные сооружения. Появился железобетон, а камень, дерево и металл, как строительные материалы для крупных сооружений устарели.
Естественное Когда продукт стареет, но при этом его технические характеристики не страдают. ДСП со временем размокает и рассыпается, а дерево и камень — выглядят кайфово и их можно реставрировать.
Если в продукт заложена быстрая смерть. Одежда быстро изнашивается, детали нельзя заменить или отремонтировать. Большинство пластиковых игрушек невозможно починить, а некоторые крошатся уже в коробке. Автомобили устаревают задолго до того, как приходят в негодность, потому что появляются новые и обесцениваются старые. Телефоны готовы служить дольше, но их операционные системы больше не обновляются. Но бывает так, что нет смысла в долгом и красивом устаревании. У одноразового шприца намеренно короткий срок жизни, после использования его сжигают.
Массовое производство увеличивает количество продуктов. С ним снижается качество и срок службы и соответственно растет спрос. Мы обесцениваем то, что выбрасываем.